English (United Kingdom)Russian (CIS)Ukrainian (UA)
Главная | СТАТЬИ | Полезные статьи | Биомеханика заброса мушки по Эллу Кайту

Биомеханика заброса мушки по Эллу Кайту

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Биомеханика заброса мушки по Эллу Кайту(Калифорнийский университет) и Гари Морану(университет Сан-Франциско)

Почему некоторые рыбаки забрасывают мушку так далеко и с минимальными усилиями. Как инструкторы по технике нахлыстовой ловли, мы бы хотели ответить вам. Как вы знаете, учителя любят отвечать на вопросы и нахлыстовые учителя не исключение. К сожалению, ответы, которые мы имеем и даже техники, которыми пользовались ранее, иногда слишком точны и догматичны для нынешних учеников. Профессиональные учителя и тренеры по атлетике пытаются улучшить обучение, используя принципы анатомии и механики, называющиеся спортивной биомеханикой, как основу их учения. Исследователи и биомеханики засняли группы опытных спортсменов в разных видах спорта, но мы нашли немного исследований биомеханики нахлыстового  заброса, и мы решили провести наше собственное и объединить обучение техники заброса с биомеханическими исследованиями. Вот, что у нас вышло:


Разработка методики обучения

Анализ видеозаписи забросов группы спортсменов, в отличии от отдельных мастеров, даёт нам возможность выделить допустимые способы заброса и понять, какие механические компоненты наиболее важны. Для того, чтобы это сравнение значило что-то, каждый должен был выполнять одинаковые задания с одинаковыми удилищами и шнурами. Мы решили сконцентрироваться на дальнем броске, чтобы проанализировать механику максимального приложения силы. Мы хотели пронаблюдать, что же лучшие мастера по дальним броскам делают не так, в отличие от других рыбаков. Наша исследуемая группа состояла из 20 рыболовов, включая победителей турниров и хорошо известных ловцов форели и steelhead из северной Калифорнии.
      Мы проводили забросы в помещении дабы исключить любое влияние ветра или других факторов. Также бросок удерживался в определённых рамках благодаря специальному подбору удилища и шнура со стандартной длинной .
Мы подумали, что прогрессивное удилище среднего строя и шнур полной длинны, дадут наиболее наглядные результаты, так как часто используются у рыбаков. Удилища были белого цвета для лучшего контраста с фоном. Mel Kriger пожертвовал удилище, которое он использовал в замечательном видео «Основы нахлыстового заброса», 9футовую графитовую удочку, разработанную Джимом Грином для Fenwick и WF шнур 7го класса  Scientific Angler/3M Ultra22.
Предварительные тесты вызвали необходимость использовать датчики движения в  суставах (запястье, локте, плече, бедре, колене и щиколотке) и чёрный фон с вертикальными и горизонтальными линиями для облегчения измерения движений рыбака, а также систему для идентификации предмета и номера броска в пределах кадра. Мы также разработали процедуру для оценивания размера петли и других характеристик шнура, которые не попали на камеру. Несмотря на недостаток профессионального высокоскоростного биомеханического оборудования, мы записывали броски на 2 видеокамеры и анализировали данные на многофункциональном видеоплеере.
Каждому рыбаку мы дали 15 минут для отработки задания на предоставленных снастях. После разминки каждый сделал по 14 забросов в попытке забросить муху как можно дальше. Мы записывали дистанцию, аккуратность подачи мушки  и движения бросающего. Каждому были засчитаны очки , как среднее среди всех его успешных забросов.
9 из 20 спортсменов, кто забросил мушку дальше всего, перешли в категорию «элит». В эту группу вошли рыбаков мирового класса Rene Gillibert и Tim Rajeff, а также знаменитые инструкторы Mel Kriger и Andre Puyans. Девять спортсменов, чьи результаты оказались между этими двумя группами, были удалены из дальнейшего сравнения, для получения двух абсолютно различных групп.  

Результаты

Группа «элит» забрасывала мушку в среднем на 80 футов,  тогда как  группа хороших рыбаков бросала на 70.7 футов. Их способности заброса при помощи данного снаряжения были отображены разными дистанциями, итак в данном исследовании разница в расстояниях показывает определенное различие в технике броска. В последующих дискуссиях мы сгруппировали наши результаты по трем последовательным стадиям заброса – подъем шнура, загрузка удилища для броска и его разгрузка с передним стопом. Бросающий должен был поднять в воздух и контролировать около 50футов шнура, сделать 2 холостых заброса, и на 3й раз сделать заброс. Несмотря на то, что заброс назад предшествует любому приложению силы для осуществления  прямого заброса и  не влияет непосредственно на длину заброса, однако он нужен для того, чтобы выпустить как можно больше шнура из удилища. Любое удлинение шнура во время прямого заброса может негативно повлиять на длину заброса.
Движение шнура. «Элита» более основательно удлиняла шнур при заднем броске в сравнении с другими бросающими. А петля была визуально меньше (рис 1).

Фактор, который наиболее повлиял на движение шнура за удилищем, был момент остановки удилища при заднем броске. В этот момент удилище начинает разгибаться и передаёт  энергию шнуру.
Остановки при заднем броске. Элитная группа останавливала удилище резче, смещая ось удилища на 16 градусов в среднем, в то время как группа хороших рыбаков перемещала его на 26 градусов. Эта остановка измерялась от точки максимального изгиба удилища при заднем броске до точки, где кончик только начинает отклоняться назад (рис 2).

Некоторые «хорошие» рыбаки еще ниже опускали руку и комель удилища во время его остановки. Это дополнительное движение, а также наклон комля удилища на больший угол позволило кончику завалиться назад больше, чем это было типично для группы «элит». «Проваливание» удилища во время заднего броска создаёт проседание в шнуре и уменьшает вероятность появления маленьких эффективных петель. Хотя мы и знали о такой тенденции среди начинающих рыбаков, мы обнаружили её проявление у довольно опытных спортсменов, пытающихся сделать длинный задний заброс.  
Затем, когда вы прикладываете усилие, чтобы забросить  шнур вперёд, энергия накапливается в увеличивающемся изгибе удилища. Обычно, это называется зарядкой удилища. Мы обнаружили множество переменных факторов, которые помогают приложению силы к удилищу в этой фазе заброса и «зарядки» удилища.
Максимальный изгиб удилища. Мы ожидали, что наши наиболее успешные рыбаки будут передавать снасти максимум энергии, заставляя удилище максимально согнуться. Чтобы исследовать этот фактор, мы измеряли, на какое расстояние каждый бросающий отгибал кончик удилища относительно его основания. В итоге мы вычислили степень максимального отклонения удилища.
Также мы обнаружили, что тот, чья мушка полетела дальше всего, также согнул кончик удилища дальше всех, на 152 градуса. Второй после него по дистанции броска, тоже согнул удилище на второй по величине угол, 149. Средний угол изгиба кончика у элиты был 144, в сравнении со 135ю градусами у хороших бросающих (3 рис).

Только лишь один из  группы «хороших» согнул кончик более чем на 140 градусов, но у него явно были проблемы с забросом назад, которые также повлияли на его худший результат. Мы считаем это самой важной переменной при броске на длинную дистанцию, хотя она и не отображена достаточно в литературе.
Путь кончика удилища. Инструктора обычно говорят, что кончик должен перемещаться по прямой в течение всей фазы загрузки удилища. Это похоже на технику удара в большом  теннисе. В данном исследовании,  9 из 10 участников «элит» перемещали конец удилища по прямой, достигая при этом максимального изгиба удилища перед остановкой. В группе «хороших» рыбаков только двое смогли провести кончик по прямой. Обычной их ошибкой было прикладывать всю силу слишком рано, в начале заброса (рис. 4).

Инструктора также говорят, что бросающая рука должна двигаться по прямой линии во время фазы зарядки удилища. Мы же напротив, заметили, что рука движется немного с уходом вниз (рис. 5).

Также были различные вариации её движения, в зависимости от стиля бросающего. Независимо от этой вариации рука, плечо и локоть каждого человека группы «элит» взаимодействовали для совершения прямого пути кончика удилища.
Угол переднего стопа удилища. Угол между горизонтом и удилищем в момент, когда шнур начинает вылетать из него. Эта переменная особо важна в случае, если вы бросаете на максимальную дистанцию. Все результаты нашего исследования попали в рамки 20 градусов, но в среднем все участники опускали удилище довольно низко – на 6 градусов над горизонтом. Некоторые участники заявили, что условия проведения испытания заставили их выпускать шнур так низко, дабы достичь хороших результатов.
Дуга заброса. Наиболее важной находкой было то, что группа «элит» сгибала удилище мощнее, и делали это более синхронно. Но, что же они делают по-другому, чтобы достичь дополнительного сгиба? Этот вопрос привёл нас к изучению других механических свойств удилища, как дуга заброса и продолжительность заброса . Дуга заброса это угол, на который основание удилища поворачивается при забросе. Инструкторы, обычно, объясняют указывают среднюю величину этой дуги от 2 до 10 часов по часовому циферблату. В данном исследовании мы рассматривали дугу от того места, где удилище выказывало первые признаки сгибания до того, где оно полностью выпрямлялось на фазе разгрузки.
Mel Kriger ввёл понятие варьирования дуги заброса, чтобы показать зависимость дуги заброса от суммарного изгиба удилища – чем больше изгиб, тем больше дуга. Изгиб зависит от жёсткости удилища и силы, прикладываемой к нему. Здесь нам была важна дальность заброса и следовательно участникам приходилось прикладывать максимум усилий для максимального сгибания удилища. Как и ожидалось, группа «элит» прикладывала больше усилий к сгибанию удилища, что сопровождалось более широкими дугами. Мы заметили, что они перемещали удилище по более широкой дуге, чем группа «хороших» рыбаков, в среднем на 119 градусов(4 часа на циферблате) в отличии от 106 градусов(3,5 часа на циферблате). Несколько особо успешных участников достигли дуг от 125 до 132 градусов. Этому способствовало то, что они оставляли удилище разгибаться на дополнительные 10-15 градусов при забросе назад. (рис. 6)

 

Это похоже на то, как бейсбольный отбивающий отводит биту назад, но при этом уже перемещая вес вперёд к питчеру. Некоторые учителя подчёркивают важность восходящего движения при броске вперёд, но абсолютно упускают дополнительный спектр движений, дающий возможность удилищу уходить дальше назад.
Продолжительность заброса . Это расстояние, которое преодолевает рука бросающего, в то время, как конец удилища описывает дугу. Эту особенность мы исследовали благодаря вертикальным делениям на заднем плане, во время съёмки фильма. Продолжительность заброса варьировалась здесь от 31 до 68 дюймов. В группе «элит» эта величина в среднем составляла 57.3 дюйма, в то время как в группе «хороших» спортсменов – 51.5 (рис. 7).

Удилище медленного действия требует большей длительности заброса (недостаток жёсткости), чем удилища быстрого действия. Тем не менее, участник с наилучшим результатом добивался наибольшей длительности заброса  и наибольшей дуги, причём делал это систематически. Дополнительная длинна заброса позволила таким участникам приложить больше энергии к удилищу, не нарушая прямого пути кончика удилища.
Длина ( продолжительность) заброса всё же не столь важна для хорошего заброса, как то обстоятельство как спортсмен производит сам заброс. Нам стало интересно проследить факторы, как «элитные» бросающие прикладывали усилия к удилищу для достижения хорошей длины заброса. Этот вопрос заставил нас переместить внимание с особенностей удилища и шнура на особенности биомеханики забрасывающего. Хотя инструкторы рассказывают о различных стилях заброса, всё же упускается роль движения корпуса и его воздействие на удилище удилища при длинном броске.



 Сила тела. В любых бросковых видах спорта, атлет начинает с того, что бросковая часть тела находиться сзади, а затем энергично перемещается вперёд с применением силы. Всё тело, в целом, оказывается вовлечённым в бросок. В нашем исследовании 16 из 20 участников заняли подобную стойку. Такая открытая стойка даёт возможность перемещать больший вес и больше поворачивать плечо, чем прямая или закрытая стойка.
Наша «элитная» группа лучше использовала свою мускулатуру и массу тела, чем это сделала группа «хороших» спортсменов. Шесть из девяти человек в группе «элит» переносили вес с задней ноги на переднюю во время, собственно, броска. Лишь один человек из группы хороших спортсменов сделал так же. К тому же группа «элит», в среднем, при этом делала наклон в 40градусов , а  «хорошие»  – 30 градуса. 8 из 9 участников «элит» доворачивали бросковое плечо вперёд, прикладывая силу, в то время как в группе «хороших» спортсменов это делали только четверо. Вместе, эти факторы могут создать большую нагрузку и изгиб удилища.(рис. 8)

Двое «элитных» спортсменов использовали прямую стойку, как при ходьбе. Хотя такой стиль даёт меньше возможности для вращения корпуса и переноса массы, но эти рыбаки отклоняли тело назад, а затем взрывным движением возвращали его обратно во время броска. Здесь важна сила рук и тела, а также возможность чётко координировать свои движения. Как учителя, мы должны всегда напоминать себе, что одна техника и механика не всегда подходит для каждого.(рис. 9)


Подтяжки шнура. Не только бросковые рука и кисть  влияют на изгиб и «зарядку» удилища,  во время фазы зарядки удилища для броска. Это также  и двойная подтяжка шнура  в double-haul технике, которую, обычно, используют все спортсмены, совершающие дальние забросы. В нашем исследовании 8 из 9

человек группы «элит» совершали очень энергичные и эффективные подтяжки во время броска, по сравнению с 3 из 9 в группе «хороших» спортсменов. Наиболее эффективные бросающие вытягивали шнур назад на огромные расстояния, в основном на последней фазе «зарядки» удилища. Так, они прекращали тянуть и оставляли шнур намного дальше, позади (рис. 10).

Короткие подтяжки, подходящие для жёстких, быстро восстанавливающихся удилищ, тут не годились. Иногда учителя не учат варьировать длину подтяжки в зависимости от свойств удилища, используемого рыбаком.  
Бросковая рука. Годами, в книгах по нахлысту,  движения рыбака сравнивались с движениями человека, бросающего мяч, даже не смотря на то, что у него в руке длинная снасть, предмет. При бросании мяча, мы обычно используем мышцы бросковой руки, а кисть завершает приложение силы к снаряду, которое началось в более массивных мышцах ног и туловища. Что подчёркивают многие учителя, это то, что локоть должен быть впереди плеча и кисти. Такая позиция даёт возможность более мощного и сильного  разгибания локтя. Большинство наших испытуемых использовали именно такую позицию локтя. Они показали среднюю амплитуду  разгибания локтевого сустава на 67 градусов во время «зарядки» удилища при броске. Мы проследили несколько вариаций броскового движения, но наиболее общим был вынос локтя в сторону тела, где он и оставался на всей фазе броска. Иногда учителя относятся критично к этому стилю броска, так как локтевой сустав при этом теряет разгибательную силу. Но этот стиль использует другую механику, он использует мощное внутреннее вращение руки в плечевом суставе. Этот стиль часто развивается среди рыбаков, которые ловят стоя в глубокой воде или из надувных лодок, при необходимости держать локоть над водой. Те, кто показал лучшие результаты в этом исследовании, и достигли большой скорости шнура, комбинировали эти два стиля. Они прижимали локоть к телу во время замаха назад, что давало возможность  внутреннего вращения в плечевом суставе. Затем они выдвигали локоть вперёд во время броска, что давало им возможность для его мощного разгибания (рис. 11).      
Запястье. Множество новичков учатся держать запястье устойчивым, и мы пронаблюдали, что бросок, основанный на фиксированном запястье, существенно снижает бросковый потенциал многих хороших рыбаков. В нашем эксперименте опытные рыбаки включали в работу запястье только во время финального этапа броска. Мизинец, как бы, движется к предплечью, а большой палец – от него. Группа «элит» в среднем вращала запястье на 45 градусов, а группа «хороших» спортсменов – на 35 (рис. 12).

Некоторые изменения проявлялись в том, как спортсмены открывали угол запястья при движении назад и давали удилищу и шнуру дрейфовать дальше. Это движение не только лишь давало возможность увеличить дугу, но и ставило кисть в позицию, когда можно приложить большую силу и подвижность в броске. Большинство участников обеих групп оставляли запас в  20-30 градусов амплитуды движения запястья и использовали их резко перед остановкой броска чтобы дать ускорение кончику и выбросить вперёд комель удилища. Это последний прием в фазе «зарядки» и это движение добавляет ускорение кончику и увеличивает изгиб удилища.   
Фаза «разрядки». Mel Kriger предупреждал нас, чтобы мы не обходили вниманием фазу «разрядки» удилища как конечную фазу броска. Некоторые учителя подчёркивают эту фазу словами: «ускоряйтесь до остановки» или «принудительно останавливайте удилище». Внезапная остановка руки и бата должна направлять высвобождение энергии через кончик удилища к шнуру. Теоретически, любое движение руки или изменение угла бата во время остановки, ослабляет руку и даёт части энергии уйти в неё. Это просто не эффективное использование энергии, запасённой в изгибе удилища. Наиболее успешные наши спортсмены останавливали бат так резко, что за время «разрядки» рука смещалась едва ли на градус. Некоторые члены «хорошей» группы не могли даже устойчиво удерживать удилище в руке, так велика была вкладываемая энергия. Группа «элит» в среднем удерживали движения удилища во время остановки в рамках 6 градусов, а «хорошие» – 11. (рис. 11)
Итоги и советы. Иногда мы учим броску исходя из того, что мы думаем о поведении тела, шнура, удилища. Достоинство анализа биомеханики броска, показанной  группой опытных спортсменов, как это было у нас, показывает, что мы видим,  как всё происходит в реальности. Это особенно важно, когда они бросают на длинную дистанцию, так как бросок на 75 футов требует гораздо больших усилий, чем на 25. В группе «элит» спортсмены смогли накопить больше энергии в удилище и более эффективно перенести её в шнур, чем это сделали другие спортсмены. Самый успешный наш испытуемый смог максимально согнуть удилище, быстро его остановить, максимально наклонить тело, эффективно вытянуть шнур, у него были одни из лучших замахов назад и дуга заброса. Он добился прямого пути кончика удилища, хорошо перенёс массу тела и вращал плечо,  мощно использовал локоть и запястье. У него не было существенных недостатков, а вот в группе «хороших» спортсменов результаты можно улучшить путём исправления биомеханики . Не стоит приводить имена и дистанции броска всех спортсменов, ибо они очень зависели от специфики снасти и задача, но полученные результаты дали нам важную информацию. Мы надеемся, что эти результаты помогут более разумно использовать своё тело.
Al Kyte, Ed.D., инструктор по нахлысту, научный сотрудник Калифорнийского университета.
Gary Moran, PH.D., профессор биомеханики университета San Francisco.
Иллюстрации:  Rod Walinchus
.  

Перевод Александра Каплуна

 
Регистрация / Вход
Сейчас на сайте:
  • 89 гостей
Рыбалка. Сайты о рыбалке. ТОП